evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote,
evge_chesnokov
evge_chesnokov

Category:

Фотопроект «Город на память». 353. Шоссе Энтузиастов и пожарная часть 16

К концу 1920-х годов окрестности шоссе Энтузиастов представляли собой обширную промышленную зону, сложившуюся ещё до революции, с воинскими казармами и деревянными трущобами, где жили рабочие. Здесь находились крупные предприятия - металлургический завод «Серп и Молот» (известный до революции как завод Гужона), завод «Котлоаппарат» (бывший «Дангауэр и Кайзер»), а в ближайших планах значилось строительство Сталинской ТЭЦ, Московского государственного завода «Нефтегаз № 1», «электрогорода» электротехнического института имени Ленина. Вместо ветхой жилой застройки уже начал возводиться образцовый рабочий посёлок Дангауэровка, рассчитанный на 45 000 жителей. В таком пожароопасном районе крайне необходимо было современное пожарное депо и в 1927-1929 годах для огнеборцев было построено здание казармы с гаражом, мастерскими и смотровой башней - каланчой.

00. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.08..jpg

В былые времена севернее шоссе зеленела Анненгофская роща, занимавшая огромное пространство аж до лефортовских казарм (1-й Краснокурсантский проезд). Лучше Гиляровского о ней никто не расскажет: «Интересна судьба этой рощи: она выросла в одну ночь – и погибла в один день, даже в несколько минут. История ее такова. Когда царица Анна Иоанновна приехала в Москву и остановилась в только что выстроенном дворце, где впоследствии помещался Первый кадетский корпус, то, любуясь видом на широкое поле, сказала: «Как жаль, что здесь пустое место, а не лес!» На другое утро, проснувшись, она подошла к тому же окну – и была поражена: поля не было, а зеленела огромная сосновая роща! Услужливая и всемогущая придворная челядь за ночь тысячами крепостных и солдат перетащила из Сокольников выкорчеванные сосны и ели и посадила рощу!»

16 июня 1904 года над Москвой пронёсся ужасающий смерч, последствия которого Владимир Гиляровский сравнил с разрушением древней Помпеи: «Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша все на своем пути. Неслись крыши, доски, звонили колокола; срывало кресты и купола, вырывало с корнем деревья; огромная Анненгофская роща была сбрита; столетние деревья или расщеплены, или выворочены с корнем. Церкви без крестов и куполов, разбитые каменные столбы, по улицам целые горы свернутого и смятого железа, груды обломков зданий, убитые лошади, иногда люди».

01. Шоссе Энтузиастов. Анненгофская роща. 1904..jpg
Анненгофская роща. 1904 год: https://pastvu.com/p/20609 Поваленные деревья разобрали на дрова, а территорию стали благоустраивать только при Советской власти - возвели жилые дома и корпуса Московского энергетического института.

В годы Первой Мировой войны русская армия несла большие потери, санитарные эшелоны везли в Москву сотни раненых воинов. В 1914 году часть бывшей Анненгофской рощи возле Владимирского шоссе отвели под склады «Красного Креста» и пункт приёма и распределения раненых. Оснащённый современным оборудованием госпиталь мог принимать 1500 раненых воинов, городские власти подвели ветку железной дороги, трамвайные пути, обеспечили электричеством и водоснабжением.

02. Шоссе Энтузиастов. госпиталь 1914..jpg
Госпиталь. 1914 год: https://pastvu.com/p/76017 Вид со стороны Владимирского шоссе (шоссе Энтузиастов). В центре фотографии - кирпичное здание госпиталя и домовой церкви 1914 года. Сюда приезжали навещать раненых бойцов император Николай II с семьёй, основательница Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Несмотря на непосредственное отношение к историческим событиям, это здание не обладало охранным статусом и было снесено строительной компанией «Мортон» в День города 7 сентября 2015 года. На территории в девять гектаров строится жилой комплекс «Лефортово Парк».

03. Шоссе Энтузиастов. д11 пожар 16. 08.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 11 - 16-я cпециализированная часть

Для здания пожарной части использован типовой проект, выполненный архитектором Александром Куровским в стиле конструктивизма. Постройка имеет статус памятника архитектуры, а часть носит длинное название - 16-я cпециализированная часть по тушению крупных пожаров ФПС по городу Москве при Главном управлении МЧС России по г. Москве.

Будни пожарных начинаются с утреннего развода, сотрудники приезжают заранее, чтобы успеть переодеться в служебную униформу, пройти медосмотр и проверить исправность личных дыхательных аппаратов ДАСК/ДАСВ, которые помогут сохранить здоровье и жизнь при тушении пожара. Баллоны с кислородом и сжатым воздухом, рассчитанные на четыре часа работы, хранятся на посту газодымозащитной службы, здесь же исправность дыхательных аппаратов проверяется при помощи прибора-тестера.

Боевая одежда пожарного расчёта перед заступлением сотрудников на дежурство извлекается из шкафов раздевалки и до момента вызова остаётся аккуратно сложенной в гараже, причём для быстроты переодевания штаны уже заправлены в сапоги. Информация обо всех происшествиях в городе поступает на пульт дежурного. Гараж рассчитан на четыре машины - автоцистерны и автолестницы. Утром заступающая на дежурство смена принимает технику у коллег, проверяет исправность оборудования. По сигналу тревоги машины выезжают из ворот и в течение одной минуты личный состав должен экипироваться и занять места в кабине.

По информации пресс-службы МЧС, среднее время прибытия московских огнеборцев на место происшествия составляет 6,5 минут. По данным Международной ассоциации пожарных и спасательных служб, этот показатель лучше, чем в таких мегаполисах, как Берлин, Лондон и Нью-Йорк.

Пожарная автоцистерна — наиболее распространённый тип основного пожарного автомобиля. Оборудована пожарным насосом, ёмкостями для хранения жидких огнетушащих веществ (воды и пенообразователя, используемого для получения воздушно-механической пены). В отсеках хранятся рукава, переходники, оборудование для аварийно-спасательных работ от кувалды и топора до бензорезов, способных разрезать железобетон. Автолестницы оснащены подъёмником для двух человек. Существуют разные модификации, отличающиеся высотой подъёма люльки.

04. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.13..jpg

05. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.11..jpg

06. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.12..jpg

08. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.24..jpg

07. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.21..jpg

09. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.23..jpg

10. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.18..jpg

11. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.19..jpg

12. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.16..jpg

13. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.06..jpg

14. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.07..jpg

15. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.04..jpg

16. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.09..jpg

17. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.10ш..jpg

По словам сотрудников, и до революции в этом месте располагалось пожарное подразделение, сейчас под асфальтом можно увидеть фрагмент старой булыжной мостовой. Первые пожарные каланчи появились в Москве в начале XIX века, дозорный на башне сообщал коллегам о возникновении пожара, вывешивая кожаные шары, а ночью зажигал фонари. В системе оповещения использовались шары, флаги, кресты, указывающие район пожара и силу возгорания. Красный флаг или фонарь означал сбор всех частей.

Каланча на шоссе Энтузиастов - одна из последних, построенных в Москве. Распространение телефонной связи позволило моментально информировать пожарных о происшествии да и многоэтажная жилая застройка стала перекрывать панораму. Впрочем, внутреннее пространство башни использовали и позже, развешивая в ней для сушки пожарные рукава. Каланча 16-й части законсервирована и посещается лишь голубями, соорудившими в ней гнезда, и изредка фотографами. На стенах сохранились дембельские автографы солдат-срочников, проходивших службу в 1970-1980-е годы.

18. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.25..jpg

19. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.31..jpg

20. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.27..jpg

21. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.33..jpg

22. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.36..jpg
Здесь была Анненгофская роща

23. Шоссе Энтузиастов 16. школа. 1931.jpg
Шоссе Энтузиастов, 16. 1931 год: https://pastvu.com/p/13740 Автор: А.Родченко

23. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.38..jpg
Шоссе Энтузиастов, 16 - здание построено для школы-семилетки имени Ивана Лепсе (1928, архитекторы Н.Рыбченков, А.Жаров), позднее школа № 407 (по воспоминаниям её выпускников, здесь был очень сильный педагогический состав и многие школьники легко сдавали вступительные в вузы), а в семидесятые-восьмидесятые в здании разместился учебно-производственный комбинат. Занятия в УПК советские старшеклассники посещали в обязательном порядке один раз в неделю. Занятия представляли собой теоретические и практические уроки по различным рабочим профессиям - от слесаря до стенографистки, а в июне юноши и девушки проходили практику на действующих предприятиях и зарабатывали свои первые в жизни деньги. Разумеется, большинство молодых москвичей готовилось поступать в вузы и обучение в УПК мало влияло на выбор будущей профессии, но полезные практические навыки оно давало однозначно.

24. Шоссе Энтузиастов 13. 1938 1940..jpg
Шоссе Энтузиастов, 13. 1938-1940 гг.: https://pastvu.com/p/1132 На пересечении с Авиамоторной перед войной выросли несколько парадных сталинок для сотрудников окрестных предприятий.

25. Шоссе Энтузиастов. д13. 08.04.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 13 - постконструктивизм от архитектора В.Орлова (1937)

26. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.35..jpg

27А. Шоссе Энтузиастов. д15. 08.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 15 - жилой дом с кинотеатром «Факел» (1957)

27Б. Шоссе Энтузиастов. д15. 1925...jpg
А в 1925 году примерно с этой же точки местность выглядела вот так: https://pastvu.com/p/54850 На фото: рабочие прокладывают трамвайные пути.

28А. Шоссе Энтузиастов. д15. кино Факел. 12.08.17.01..jpg

28Б. Шоссе Энтузиастов. д13. 28.07.17.01..jpg

29А. Шоссе Энтузиастов 11. пож часть 16. 28.07.17.34..jpg
Шоссе Энтузиастов, 20 - жилой дом (1938, архитекторы А.Фёдоров, И.Буров и М.Виссинг)

29Д. Шоссе Энтузиастов. д20. 08.04.17.02..jpg

29Б. Шоссе Энтузиастов. д20. 08.08.17.01..jpg

29Е. Шоссе Энтузиастов. д20Б. 08.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 20Б - во дворе несколько кирпичных пятиэтажных пеналов

30. Шоссе Энтузиастов. д24. 08.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 24 - жилой дом (1940)

35. Шоссе Энтузиастов. д26. 28.07.17.01...jpg
Шоссе Энтузиастов, 26 - жилой дом (1955). Фасады сталинок выглядели нарядно, но со стороны двора были лишены украшений. Скромный вид с изнанки ничуть не умалял достоинств добротных домов с комфортной планировкой квартир.

36. Шоссе Энтузиастов. д26. 08.08.17.03..jpg

37. Шоссе Энтузиастов. д26. 08.08.17.04..jpg

38. Шоссе Энтузиастов. д26. 08.08.17.06..jpg

42. Шоссе Энтузиастов. 21. трамвайная станция. 1959...jpg
За путепроводом трамваи разворачивались на кольце «Проезд Энтузиастов». 1959 год: https://pastvu.com/p/4499 В связи с работами по прокладке новой линии метро в 2017 году снесено последнее в Москве типовое здание трамвайной диспетчерской первых послевоенных лет.

41. Проезд Энтузиастов. д21. 28.07.17.01...jpg
На фото: кирпичная куча за забором стройплощадки - всё, что осталось от трамвайной станции.

43. Проезд Энтузиастов. д21. 19.08.17.01..jpg
Возможно, такая же участь постигнет кирпичный цех капитального ремонта и электротяговую подстанцию № 14 (1930)

59. Шоссе Энтузиастов. д17. 28.07.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 17 - административное здание (1957) было построено для Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-технологического института электрокерамики. Помещения сдаются в аренду. За этим зданием находилась старинная воинская часть, казармы которой отмечены ещё на картах 1838 года. На картах конца XIX века это место обозначалось как Пороховой завод и Артиллерийская лаборатория.

60. Шоссе Энтузиастов. д17. 28.07.17.02..jpg

61. Шоссе Энтузиастов. д19. 12.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 19 - здание техникума довоенной постройки после приватизации реконструировано под бизнес-центр

62. Шоссе Энтузиастов. д23А. 18.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 23А - жилой дом (1929)

45. 2я ул Энтузиастов. д5к45. Компрессор. 12.08.17.01..jpg
Завод «Компрессор» (бывший «Дангауэр и Кайзер») при участии соседних предприятий в 1929-1935 годах построил конструктивистский посёлок, который так и назвали - Дангауэровка: http://www.yamoskva.com/node/65547

46. 2я ул Энтузиастов. д5к45. Компрессор. 12.08.17.02..jpg

47. 2я ул Энтузиастов. д5к45. Компрессор. 12.08.17.05..jpg

48А. Шоссе Энтузиастов 28. ДК Компрессор. 1930 1940..jpg
Рабочий клуб «Пролетарий» профсоюза металлистов Москвы. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/458741

48Б. Ш Энтузиастов. д28. ДК Компрессор. 18.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 28 - памятник архитектуры эпохи конструктивизма (1927-1929, архитектор Владимир Владимиров), бывший клуб «Пролетарий», позднее - дом культуры завода «Компрессор». Для культурного досуга инженеров и пролетариев предназначались кружки художественной самодеятельности, библиотека, физкультурный зал в левом корпусе здания, а в правом можно было смотреть кинофильмы или театральные постановки. Там же размещалась столовая и подособные помещения клуба. История проектирования и строительства подробно изложена на сайте: http://sovarch.ru/224 С 2008 года здание не используется по первоначальному назначению и отдано под торговые площади.

49. Ш Энтузиастов. д28. ДК Компрессор. 18.08.17.04..jpg

50. Ш Энтузиастов. д28. ДК Компрессор. 18.08.17.02..jpg

52. Шоссе Энтузиастов. д28. Компрессор. 12.08.17.01..jpg

53. Ш Энтузиастов. д28. ДК Компрессор. 18.08.17.03..jpg

54. Шоссе Энтузиастов. д28. Ленин. 10.08.17.02..jpg

55. Шоссе Энтузиастов 30. бани. 1939 1941..jpg
Дангауэровские бани. 1939-1941 гг.: https://pastvu.com/p/33723

56. Шоссе Энтузиастов. д30. 18.08.17.01..jpg
Шоссе Энтузиастов, 30 - здание Дангауэровских бань далеко не вчера подверглось нескольким реконструкциям и нынешний фасад совсем не похож на оригинальный фасад 1935 года. Примерно с восьмидесятых годов пожелание «С лёгким паром!» стало неактуальным: бывшие бани используются в качестве магазина.

57. Шоссе Энтузиастов. д30. бани. 12.08.17.02..jpg

58. Шоссе Энтузиастов 30. бани. градирни. 1978 1980..jpg
Архитектурной доминантой района стал комплекс ТЭЦ-11. 1978-1980 гг.: https://pastvu.com/p/276680 Автор: Shura Kistochkin Сталинская ТЭЦ была введена в эксплуатацию в 1936 году и затем не раз модернизировалась, наращивая мощность агрегатов. Трудно представить, что в середине XIX века вместо индустриального пейзажа с трубами и градирнями здесь была дачная местность (наиболее известные дачи отмечались на старых картах) и охотничьи угодья («Звериная травля»). В советские годы это пространство получило название Производственная зона № 22 «Соколиная Гора».

63. Ш Энтузиастов. Владимирский пп. 18.08.17.02..jpg

64. Ш Энтузиастов. Владимирский пп. 18.08.17.03..jpg

65. Ш Энтузиастов. Владимирский пп. 18.08.17.04..jpg

66. Ул.Буракова. Первый субботник. 06.10.16.02.jpg

Миновав Владимирский путепровод над путями локомотивного депо, уместно свернуть на улицу Буракова и осмотреть скульптурную композицию «Великий почин», посвящённую участникам первого коммунистического субботника, состоявшегося в депо станции Москва-Сортировочная. Памятник, созданный скульптором О.Кирюхиным и архитектором В.Нестеровым установили в 1982 году.

Бригада из пятнадцати рабочих в ночь с субботы на воскресенье 12 апреля 1919 года не стала покидать цех и, не требуя вознаграждения, отремонтировала три паровоза. Идея бесплатного труда так понравилась властям, что уже спустя год был организован I Всероссийский субботник. Владимир Ленин назвал рабочую инициативу «Великим почином» и лично принял участие в благоустройстве территории Кремля. В советские годы субботники традиционно проводились в апреле как на рабочих местах, так и по уборке улиц от накопившегося за зиму мусора. Спустя десятилетия романтические порывы уступили место прагматизму, хотя и в наши дни существуют волонтёрские движения, помогающие делать окружающий мир лучше, чище, добрее.

71. Улица Буракова. д8. депо. 18.08.17.07. Ленин..jpg
А чуть дальше на улице Буракова можно встретить и самого вождя мирового пролетариата

67. Улица Буракова. д8. депо. 18.08.17.01...jpg
У здания производственных мастерских стоит паровоз-памятник Ов-7024, один из тех трёх локомотивов, отремонтированных на первом субботнике. Этот паровоз построен в 1909 году на Сормовском паровозостроительном заводе и служил на Московско-Казанской железной дороге. Историческая «Овечка» прожила долгую трудовую жизнь, работала в Белоруссии, Прибалтике, на Дальнем Востоке. Паровоз был обнаружен в 1957 году на путях Оборского леспромхоза Хабаровского края и отремонтирован местными железнодорожниками (конечно же, на коммунистическом субботнике), после чего отправился в Москву и с 1959 года находится в депо Москва-Сортировочная. На нём установлены памятные доски с именами участников первого субботника и работников депо, погибших в годы Великой Отечественной войны. Свыше 200 сотрудников депо Москва-Сортировочная ушли на фронт, 35 не вернулись.

68. Улица Буракова. д8. депо. 18.08.17.03..jpg

69. Улица Буракова. д8. депо. 18.08.17.04..jpg

70. Улица Буракова. д8. депо. 18.08.17.06..jpg
Гранитный обелиск железнодорожникам, погибшим на Великой Отечественной войне. Говорят, что наиболее торжественно монумент выглядит после захода солнца - в топке как будто горит огонь. Обелиск установлен в 2010 году.

74. Улица Буракова. д27. 18.08.17.01..jpg
Советская символика на одном из бывших корпусов НИИ шинной промышленности, созданного в 1941 году. Территория предприятия на улице Буракова частично занята арендаторами.

72. Проспект Будённого. д53. 18.08.17.02..jpg
Автокомбинат № 2 построен в 1951 году, спустя полвека закрыт и превратился в специализированный компьютерный торговый центр.

73. Проспект Будённого. д53с2. 18.08.17.01...jpg

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886
Tags: Город на память, городская прогулка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments