evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote,
evge_chesnokov
evge_chesnokov

Category:

Фотопроект «Город на память». 350. Дангауэровка

В первые годы советской власти на шоссе Энтузиастов энергично разрасталась сложившаяся ещё в XIX веке промышленная зона. Одним энтузиазмом сыт не будешь и государство простимулировало трудящихся улучшением жилищных условий. Пролетарии и прежде жили в Дангауэровской слободе, но теперь для них строился социальный городок с неплохими по тогдашним меркам квартирами, школой, детским садом, магазинами, домом культуры, банями.

00. Дангауэровка. 2-я Кабельная улица. 08.04.17.02..jpg

История завода «Дангауэр и Кайзер» началась в 1869 году с основания кузнечно-слесарных мастерских вблизи Владимирского шоссе. В 1873 году А.Дангауэр получил разрешение на открытие механического котельного завода с пятью кузнечными горнами, одной паровой машиной в 6 лошадиных сил и 27 рабочими, поставив на поток производство оборудования для пищевой промышленности. После национализации Котельный механический и медно-аппаратный завод Дангауэра и Кайзера получил короткое название - «Котлоаппарат» и вскоре стал специализироваться на выпуске промышленного холодильного оборудования. В 1931 году завод переименовали в «Компрессор». Заводчане внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне, наладив производство боеприпасов и пусковых установок реактивной артиллерии «Катюша». За ударный труд предприятие награждено орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Вероятно, слово «дангауэровский» так прочно вошло в топонимику района, что при строительство нового городка решили сохранить старорежимное название. Впрочем, жильё предназначалось не только для дангауэровских компрессорщиков, но и для пролетариев других заводов. К примеру, один из корпусов построил «Радиоприбор», другой предназначался для рабочих «Парижской коммуны». Генеральный план посёлка составили М.Мотылёв и Р.Вегнер, в реализации проекта участвовали также Н.Молоков, И.Звездин, Е.Шервинский, братья Мовчан и другие архитекторы. Предполагалось, что на площади в 50 гектаров раскинется целый город на 45 000 жителей, но в полной мере этот план не удалось осуществить. Всего было построено два десятка зданий и несколько объектов инфраструктуры.

02. Дангауэровка. 08.08.17.05. крыши..jpg

01. Дангауэровка. схема 1940...JPG
1940 год. Отмеченная на карте Дангауэровская слобода возникла ещё до революции. Авиамоторная улица обрывается на пересечении с шоссе Энтузиастов, а дальше на север вёл аппендикс под названием Центральный проезд Дангауэровского городка. Спустя десяток лет Авиамоторная продлится в глубину промышленной зоны. Изучить старые карты Москвы можно на сайте: http://www.retromap.ru/

03. Авиамоторная. пересечение с шоссе Энтузиастов. 1947..jpg
Перекрёсток Авиамоторной улицы и шоссе Энтузиастов. 1947 год: https://pastvu.com/p/44852

04. Шоссе Энтузиастов. д20. 08.04.17.01..jpg
Рабочий посёлок спрятался за сталинским ампиром, которым градостроители украсили шоссе Энтузиастов. Шоссе Энтузиастов, 20 (1938, архитекторы А.Фёдоров, И.Буров и М.Виссинг).

05. Шоссе Энтузиастов. д24. 08.04.17.01...jpg
Шоссе Энтузиастов, 24 (1940)

06. Шоссе Энтузиастов. д26. 08.08.17.02..jpg
Шоссе Энтузиастов, 26 (1955)

07. Дангауэровка. 08.08.17.18..jpg

Местные жители, случается, спорят, можно ли причислять тот или иной дом к микрорайону Дангауэровка. Да, эти дома на улицах Авиамоторная, Пруд Ключики, Кабельные строили для своих рабочие разные ведомства, но, по сути, их объединяет общий архитектурный стиль и период постройки - с 1929 по 1935 годы. Дома построены по индивидуальным проектам, в некоторых случаях архитекторы «поколдовали» с планировкой, в других случаях это просто кирпичные пеналы.

08. Дангауэровка. Авиамоторная. 49. 08.08.17.03..jpg
Первым в 1929 году был построен дом 49 по Авиамоторной улице (архитекторы И.Звездин и Е.Шервинский). Вот он с разных сторон.

09. Дангауэровка. Авиамоторная. 49. 08.08.17.02..jpg

10. Дангауэровка. Авиамоторная. д49. 08.04.17.01..jpg

10. Дангауэровка. Авиамоторная. 49. 08.08.17.04..jpg

11. Дангауэровка. жилой дом Радиоприбор. 1933 1934...jpg
Дангауэровка. Жилой дом «Радиоприбор». 1933-1934 гг.: https://pastvu.com/p/528225 «Визитной карточкой» Дангауэровки считается дом, построенный по проекту архитектора Н.Молокова, по другой информации - М.Виссинга (Авиамоторная улица, 22). Он отличается выразительностью деталей, карнизов, балконов, лоджий. На первом этаже предусмотрены гастроном, аптека, ателье и другие предприятия торговли и обслуживания горожан.

12. Дангауэровка. Авиамоторная. д22. 08.04.17.01..jpg

13. Дангауэровка. Авиамоторная. 22. 08.08.17.02..jpg

14. Дангауэровка. Авиамоторная. д22. 08.04.17.06..jpg

18. Дангауэровка. Авиамоторная. 28с2. 08.08.17.01..jpg

Один из дворов горожане долго называли «Американкой» - здания по Авиамоторной, 28 и 3-й Кабельной улице, 2 возведены для проживания американских специалистов (1929 и 1930, архитектор М.Мотылёв), которые должны были консультировать наших инженеров на «Рускабеле». Приехали ли заморские гости и в каком количестве - история умалчивает. Один из корпусов также упоминается как «Дом ударников», вероятно, вместо иностранцев в него вселились передовики производства. Здесь можно увидеть памятник Ленину.

19. Дангауэровка. 08.08.17.13. Американка..jpg

20. Дангауэровка. Ленин. 08.04.17.02..jpg

На памятнике заметны свежие повреждения и прокомментировать это кощунство можно однозначно. Каким-то слоям общества нравится/не нравится Иван Грозный,царь Николай, Ленин, Сталин - деятельность любого исторического персонажа может заслуживать неоднозначных оценок. Но установка и демонтаж памятников являются исключительно прерогативой государства, а действия, совершаемые мудилами с молотками, квалифицируются как вандализм и являются уголовно наказуемыми по статье 214 УК РФ.

21. Дангауэровка. 08.08.17.09. Ленин..jpg

22. Дангауэровка. 2я Кабельная. фонтан.. 1950 1953...jpg
Дангауэровка. Фонтан во дворе на 2-й Кабельной улице. 1950-1953 гг.: https://pastvu.com/p/43179 Во дворах городка были установлены как минимум три фонтана, из которых сохранился один, да и тот уже давно не освежает горожан в летний зной.

23. Дангауэровка. 2-я Кабельная. д10. 08.04.17.02..jpg

24А. Дангауэровка. Пруд Ключики. 1928 1932...jpg
Дангауэровка. Улица Пруд Ключики, 1. 1928-1932 гг.: https://pastvu.com/p/4561

24Б. Дангауэровка. Авиамоторная. 47. 08.08.17.01..jpg

25. Дангауэровка. Авиамоторная. 47. 08.08.17.02..jpg

26. 2я Кабельная ул. д12. 08.08.17.01..jpg

27. 2я Кабельная ул. д12. 08.08.17.02..jpg

28. 2я Кабельная ул. д17. 08.08.17.01..jpg

29. 2я Кабельная ул. д10. 08.08.17.04..jpg

30. 2я Кабельная ул. д12. 08.08.17.03..jpg

32. Дангауэровка. 08.08.17.17..jpg

31. Дангауэровка. 08.08.17.16..jpg

33. Дангауэровка. 2-я Кабельная. д10. 08.04.17.01...jpg

35. Шоссе Энтузиастов. д20В. 08.08.17.01..jpg

35. 2я Кабельная ул. д15. 08.08.17.02..jpg

37. Авиамоторная ул. д18. 08.08.17. 02..jpg

36. Шоссе Энтузиастов. д20В. 08.08.17.02..jpg

38. Дангауэровка. Авиамоторная. д28. 08.04.17.02..jpg

41. 2я Кабельная ул. д17. 08.08.17.03..jpg

42. 2я Кабельная ул. д10. 08.08.17.06..jpg

43. Дангауэровка. 08.08.17.02. люк..jpg

44. Дангауэровка. Москабельмет. люк. 08.04.17.04..jpg

39. 2я Кабельная ул. д10. 08.08.17.03..jpg

45. Авиамоторная. платформа Новая. 1964...jpg
Как и другие подобные посёлки в Москве, горожане прозвали дангауэровские кварталы Новыми Домами. Новаторство архитекторов нашло отражение и в официальной топонимике. В 1942 году была построена железнодорожная платформа Новая. 1964 год: https://pastvu.com/p/207371

46. Шоссе Энтузиастов. платформа Новая. 08.08.17.01..jpg

47. Шоссе Энтузиастов. платформа Новая. 08.08.17.02..jpg

48. Шоссе Энтузиастов. Новый сквер. 08.08.17.01..jpg
А по соседству с платформой разбит сквер, и тоже - Новый.

49. Авиамоторная. школа. сквер. 1938...jpg
Панорама Дангауэровки. 1938 год: https://pastvu.com/p/341124 Слева на переднем плане школьное здание (Авиамоторная улица, 26, 1931, архитектор Д.Фридман)

50. Авиамоторная. школа в Дангауэровке. 1935 1940..jpg
Школа в Дангауэровке. 1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/379 Бывшее школьное здание скрыто за разросшимися деревьями, сейчас его занимает Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл» (связь и информатизация).

51. Дангауэровка. Авиамоторная. д26. 08.04.17.01..jpg

52. Авиамоторная. сквер 65 лет Победе. 08.08.17.02..jpg
В сквере в 2010 году открыли монумент, символизирующий единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны.

53. 2й Кабельный проезд.1. Стройцентр. 08.08.17.01..jpg
Некоторые здания микрорайона представляются чужеродными вкраплениями. Лефортовский стройцентр (2-й Кабельный проезд, 1) - то ли новодел, то ли реконструкция некоего производственного цеха.

54. 2й Кабельный проезд.1. Стройцентр. 08.08.17.03..jpg

55. 3я Кабельная ул. д1с1. МФЮА. 08.08.17.01ш...jpg
Московская финансово-юридическая академия, учебный корпус «Авиамоторный» (3-я Кабельная улица, 1 строение 1) - здание возведено в начале 1930-х годов для школы НКВД, а после войны здесь размещалась конная школа милиции.

56. 3я Кабельная ул. д1с1. МФЮА. 08.08.17.03..jpg

57А. Дангауэровка. 2-я Кабельная. д4. 08.04.17.02..jpg
2-я Кабельная улица, 4 - жилой дом (1939, реконструкция 2007 с изменением планировки, надстройкой двух этажей и пристройкой пятиэтажного корпуса)

57Б. Дангауэровка. 2-й Кабельный пр. д4. 08.04.17.01..jpg
2-й Кабельный проезд, 4 - общежитие № 3 Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ). Говорят, что на месте этого, построенного в 1960-е годы здания, в военное время находилась 1-я Московская школа контрразведки СМЕРШ.

58. Авиамоторная ул. Москабель. 1992...jpg
«Москабель». 1992 год: https://pastvu.com/p/82881

Местные жители любят свои уютные дангауэровские дворики и не стремятся к реновации, даже несмотря на соседство с крупным производством. «Русское производство изолированных проводов для электричества Товарищества для эксплоатации электричества Михаила Подобедова и Ко» было основано в 1885 году, а в советские годы труднозапоминаемое название предприятия сократилось до лаконичного «Москабель». Современный адрес: 2-я Кабельная улица, владение 2.

59. Дангауэровка. Москабельмет. 08.04.17.01..jpg

60. Москабель. 08.08.17.03..jpg

61. Авиамоторная ул. Москабель. 1958 1976..jpg
«Москабель». 1958-1976 гг.: https://pastvu.com/p/630632

В 1928 году по специфике предприятия были названы прилегающие к нему улицы - Кабельные улицы, Кабельные проезды. В 2002–2005 годах предприятие реструктуризировали: отдельные цеха стали юридически самостоятельными производствами, была создана группа компаний «Москабельмет». С момента создания холдинга специализируется на выпуске широкой номенклатуры кабелей для передачи электроэнергии, электротехнической промышленности и связи. Основная продукция: медная катанка (заготовка для производства проводов), цветной прокат (контактные провода для городского наземного электрического и железнодорожного транспорта, провода для линий электропередачи и электротехнической промышленности), силовой кабель (для электроэнергетики), обмоточный и эмалированный провод (для электротехнической промышленности), волоконно-оптический кабель (для предприятий связи). Продукция востребована крупными компаниями «Ростелеком», «МТС», «Мегафон», «Вымпелком», «Транснефть», «Газпром», а также Министерством обороны и Московским метрополитеном.

Где-то в центре заводской территории установлена уменьшенная копия Эйфелевой башни, но для прохода на территорию действующего предприятия и осмотра местной достопримечательности потребуется оформление пропуска.

62. Москабель. 08.08.17.01...jpg

63. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.09..jpg
Авиамоторная улица, 30А корпус 1 - школа № 1321 «Ковчег» при Центре лечебной педагогики http://sch1321uv.mskobr.ru. Это отличный пример современного образовательного учреждения со всей необходимой инфраструкторой, дошкольным отделением, спортивными залами и бассейнами, конюшней и левадой, а изюминка «Ковчега» - созданный при школе Музей кочевой культуры http://nomadic.ru/. Идея принадлежит учителю географии, который совершил велопутешествие по Монголии, был очарован этой страной и увлёкся историей кочевых племён. Со временем музейная экспозиция пополнилась подлинными предметами быта народов разных континентов.

64. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.11..jpg

65. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.04.Т26..jpg

В 1939 году на территории Монголии у реки Халхин-Гол произошёл военный конфликт, инициатором которого выступила Япония, сначала оккупировавшая Маньчжурию, а затем угрожавшая Монголии, Китаю и СССР. Согласно Протоколу о взаимопомощи, части Красной Армии были развёрнуты на монгольской территории и приняли участие в боевых действиях с применением артиллерии, бронетехники и авиации. В итоге Япония отказалась от своих агрессивных планов в отношении Монголии. Война была непродолжительной, но кровопролитной. На Халхин-Голе погибли почти 10 000 советских военнослужащих, в их память на школьном дворе установлены танк Т-26, штабная юрта и бронеавтомобиль ФАИ.

66. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.12. юрта..jpg

67. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.13.ФАИ..jpg

69. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.32..jpg

68. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.24..jpg

70. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.18..jpg

71. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.16..jpg

72. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.19..jpg

73. Авиамоторная ул. д30Ак1. Ковчег. 08.08.17.05..jpg

В этот сюжет не уместились многие окрестные достопримечательности (пожарное депо, дом культуры, бани, гараж Мельникова, сквер имени Калинина и другие), мы обязательно к ним вернёмся в историях про Авиамоторную улицу и шоссе Энтузиастов.

Познавательный исторический эскурс о заводе и рабочем посёлке можно найти на сайте: https://topos.memo.ru/node/82

74. Дангауэровка. 3я Кабельная ул. д2. 08.08.17.02..jpg

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886
Tags: Город на память, городская прогулка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments