evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote,
evge_chesnokov
evge_chesnokov

Category:

Фотопроект «Город на память». 254. Хорошёвское шоссе

Бывшая Воскресенская дорога в 1935 году получила название Хорошёвское шоссе. Эти места были примечательны малоэтажными жилыми домами, возведёнными в первые послевоенные годы при участии пленных немцев. Представьте нетипичную для Москвы картину: широченная улица с двух-трёхэтажными коттеджами, новыми школами и детскими садами. Сейчас это вырванная страница из книги истории города - на месте так называемых «немецких кварталов» выросли многоэтажки.

00. Немецкий квартал. 02.03.12.02...jpg

Кажется, что кирпичные дома должны простоять долго, но здесь использовался низкосортный силикатный кирпич, перекрытия и полы были деревянные. Строительство метро под Хорошёвским шоссе тоже отразилось на сохранности домиков и их век оказался недолгим. В 1970-1980-е годы начался массовый снос «таунхаусов» и застройка окрестностей многоэтажками. Сейчас вдоль шоссе осталось лишь несколько построек из тех времён, а вот в 1-м Хорошёвском проезде сохранился целый квартал из тех времён.

До революции на месте этого квартала находились конюшни 1-го Донского казачьего полка и плац, а севернее - корпуса Николаевских казарм из красного кирпича. Они были построены по проекту архитектора С.Соловьёва в канун коронации императора Николая II, в 1894-1896 годах, поэтому и получили такое название (по другим сведениям годы постройки - 1898-1899).

02. Николаевские казармы. 1904...jpg
Николаевские казармы. 1904 год: https://pastvu.com/p/25625

Изначально было возведено шесть трехэтажных зданий, три из которых занимала 1-я Гренадерская артиллерийская бригада, а другие три - 1-й Донской казачий полк. Эти корпуса выходили фасадами на Ходынское поле и их часто называли Ходынскими казармами. Всего в комплекс входило более 20 построек. В начале XX века вместе с сооружением Московской Окружной железной дороги к Николаевским казармам была подведена железнодорожная ветка с одноимённой станцией.

В 1917 году солдаты перешли на сторону большевиков, а казармы позднее переименовали в Октябрьские. До наших дней сохранились несколько перестроенных корпусов, часть из которых остаётся в ведении Минобороны.

03. Хорошёвское шоссе. д32А. 21.06.16.01...jpg
Хорошёвское шоссе, дом 32А, один из корпусов бывших казарм

01. 1й Хорошёвский проезд. 21.06.16.05..jpg
В 1949 году по соседству вырос уютный квартал из двух десятков домов и школьного здания.

04. 1й Хорошёвский проезд. 1955.план...jpg
Квартал по 1-му Хорошёвскому проезду. 1955 год: https://pastvu.com/p/87338

05. 1й Хорошёвский проезд. 1951..jpg
Квартал по 1-му Хорошёвскому проезду. 1951 год: https://pastvu.com/p/292851

06. Немецкий квартал. 02.03.12.01...jpg

09. Немецкий квартал. 02.03.12.10...jpg

08. 1й Хорошёвский проезд. 21.06.16.08..jpg

07. Немецкий квартал. 02.03.12.04...jpg

10. 1й Хорошёвский проезд. 21.06.16.07..jpg

11. 1й Хорошёвский пр. д8с1. 21.06.16.01..jpg

Возле входа в школу сохранилась скульптура пионерки с оленёнком, а во дворах две школьницы увлечены чтением книги и пасутся лоси. В соседнем дворе остался круглый подиум, но местные жители не помнят его назначение, вероятно, там раньше был фонтан или цветочная клумба.

13. 1й Хорошёвский проезд. 21.06.16.02..jpg

14. 1й Хорошёвский проезд. 21.06.16.04..jpg

15. 1й Хорошёвский проезд. 21.06.16.03..jpg

16. 1й Хорошёвский проезд. 21.06.16.01..jpg

17. Немецкий квартал. 02.03.12.03...jpg

18. Первый Хорошевский проезд. 08.08.08.6.JPG

19. Ходынка. Аэрофотосъёмка. 1941...jpg
Аэрофотосъёмка. 1941 год: https://pastvu.com/p/17330 Хорошёвское шоссе начинается примерно из центра кадра и ведёт на запад. На снимке чуть ниже Ваганьковское кладбище, правее - овал ипподрома, а самый заметный фрагмент - Центральный аэродром, построенный на Ходынском поле ещё до революции, в 1910 году. В советские годы здесь возвели первый в стране пассажирский аэропорт, вокруг Ходынки обосновались авиационные конструкторские бюро и заводы. В настоящее время о колыбели российской авиации напоминает лишь название метро «Аэропорт», а сама территория отдана под жилую и торговую застройку.

На Хорошёвском шоссе представлены все этапы отечественного домостроения от середины ХХ века до наших дней.

20. Беговая со стороны моста. 1967...jpg
Беговая улица, 1967 год: https://pastvu.com/p/3712 Вот - основательные сталинки в самом начале Беговой улицы.

21. Беговая улица. дом4. 29.07.15.01..jpg

22. Империя. Панорамы. 08.10.15.08..jpg
Нынешнее Хорошёвское шоссе начинается с одной из самых заметных московских новостроек, это жилой комплекс «Дом на Беговой», Хорошёвское шоссе, № 12к1.

23. Тестовская Беговая. 04.08.15.12..jpg

25. Хорошёвское шоссе. д14. 21.06.16.01...jpg
У подножия ЖК уцелел домик 1947 года (изначально - детская консультация, а в последние годы - ресторан).

24. Хорошёвское ш. 14. Дет консультация.1951.jpg
Хорошёвское шоссе, № 14. Детская консультация. 1951 год: https://pastvu.com/p/7765

24. Хорошевское шоссе. д14. 11.08.15.01..jpg

26. Хорошёвское шоссе. д14. 21.06.16.05..jpg

27. Хорошёвское шоссе. Стройка. 1947...jpg
Вот так выглядели советские таунхаусы, из которых уцелело около десятка построек. Хорошёвское шоссе. Строительство. 1947 год: https://pastvu.com/p/65825

28. Хорошёвское шоссе. 1948 1953..jpg
Хорошёвское шоссе. 1948-1953 гг.: https://pastvu.com/p/355776

29. Хорошёвское шоссе. 1951.вид из арки...jpg
Хорошёвское шоссе. 1951 год: https://pastvu.com/p/7766

30. Хорошёвское шоссе. 1951.автобус...jpg
Хорошёвское шоссе. 1951 год: https://pastvu.com/p/451947

31. Хорошёвское шоссе. 1953...jpg
Хорошёвское шоссе. 1953 год: https://pastvu.com/p/451948

32. Хорошёвское шоссе. 1982...jpg
Хорошёвское шоссе. 1982 год: https://pastvu.com/p/92952 Автор: Николай Корнаухов

33. Хорошёвское шоссе. д3. школа. 1955..jpg
Хорошёвское шоссе, дом 3, школьное здание. 1955 год: https://pastvu.com/p/161364

34. Хорошёвское шоссе. д3. школа. 21.06.16.01..jpg

35. Хорошёвское шоссе. д3. школа. 21.06.16.02..jpg

36. Хорошёвское ш. д38. Красная звезда. 1962 1967..jpg
Хорошёвское шоссе, дом 38, редакция и полиграфический комплекс газеты «Красная звезда». 1962-1967 гг.: https://pastvu.com/p/75636

37. Хорошёвское шоссе. д38. 21.06.16.01..jpg

41. Хорошёвское шоссе. д23к1. 21.06.16.01..jpg
Хорошёвское шоссе, дом 23, к1

42. Хорошёвское шоссе. д32. 21.06.16.03..jpg
Хорошёвское шоссе, дом 32

39. Хорошёвское шоссе. д36А. 21.06.16.01...jpg
«Немцы» уступили место «брежневкам»

45. Хорошёвское шоссе. д25. 21.06.16.01..jpg
Хорошёвское шоссе, дом 25. Говорят, что хладокомбинат скоро будет выведен, а территория застроена жилыми домами.

46. Ходынка. 30.01.12.29...jpg

15 декабря 1938 года легендарный лётчик Валерий Чкалов совершал первый испытательный полёт на новом истребителе И-180. В ходе подготовки самолёта было выявлено немало дефектов, о которых Чкалов знал и всё-таки решился совершить пробный полёт. Уже при заходе самолёта на посадку его двигатель остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Пилот получил травмы, от которых скончался спустя два часа в Боткинской больнице.

За несколько месяцев в СССР при разных обстоятельствах погибли пятеро лётчиков, что вызвало обеспокоенность Наркомата обороны. В приказе НКО сообщалось о гибели Чкалова следующее: «Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полётами, комбриг В.П.Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полёт в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чём Чкалов был полностью осведомлён. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолёта, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полётов впредь до полного устранения недостатков самолёта, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолёте с не устраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полёт на новом самолёте и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламлённой местности, самолёт разбился и комбриг Чкалов погиб».

Возле дома 52 по Хорошёвскому шоссе установлен памятный знак на месте падения И-180. Местные жители в воспоминаниях называли и другие места этой авиакатастрофы, утверждая, к примеру, что самолёт разбился на Магистральной улице возле бараков работников Мелькомбината-3.

47. Ходынка. 30.01.12.28...jpg

48. Первый Хорошевский пер. 02.03.12.01...jpg

Район соседствовал с Центральным аэродромом имени Фрунзе (закрыт в 2003 году) и исторически связан с авиацией и авиастроением. Работавший в конструкторском бюро на Ходынке Николай Поликарпов ещё при жизни заслужил репутацию «короля истребителей». Его машины И-15 и И-16 стали одними из самых передовых советских истребителей довоенного времени.

Во дворах Хорошёвки спрятались корпуса Главного разведывательного управления. Военная разведка под разными названиями существовала с первых дней создания РККА и успешно действовала во всех военных конфликтах да и в мирное время. О существовании «Аквариума» широкая общественность узнала из одноимённого шпионского романа резидента ГРУ СССР и перебежчика Владимира Резуна, известного в литературе под творческим псевдонимом Виктор Суворов. Как ни странно, его книги, представляющие альтернативную историю Второй Мировой войны и приоткрывающие завесу секретности ГРУ, стали выходить на Родине чуть ли не миллионными тиражами. Впрочем, иначе как предателем Резуна не назовёшь.

49. Зорге улица. 04.08.15.02..jpg

А вот имя настоящего героя разведки - Рихарда Зорге - увековечено в названии улицы, а на пересечении с Хорошёвским шоссе установлен памятник. В 1929 году Зорге начал сотрудничать с Разведуправлением РККА и вскоре был командирован в Японию. Чаще всего имя разведчика, работавшего под псевдонимом Рамзай, упоминается в связи с подготовкой вторжения нацистской Германии в СССР. Япония была союзником Германии и сюда поступала ценная информация о приготовлениях к войне. Благодаря профессионализму Зорге секретные сведения шифровками передавались в Москву. В частности, Рамзай сообщал о нежелании Японии участвовать в войне против Советского Союза, что позволило Ставке осенью 1941 года перебросить свежие и хорошо обученные сибирские дивизии на оборону Москвы.

В октябре 1941-го Зорге был арестован японской полицией и приговорён судом к смертной казни. По окончании войны документы японских спецслужб о деятельности Зорге и его резидентуры попали в руки американцев и стали достоянием гласности. В СССР первые публикации о подвиге Рихарда Зорге появились в 1964 году и ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

50. Зорге улица. 04.08.15.03..jpg

51. Улица Зорге. д4. школа. 21.06.16.02..jpg
Ещё одно школьное здание, улице Зорге, № 4.

52. Хорошёвское шоссе. д82. 21.06.16.01..jpg

Один немецкий квартал почти полностью сохранился возле метро «Полежаевская».

55. Хорошёвское ш. немец дома. 21.06.16.08..jpg

56. Хорошёвское ш. немец дома. 21.06.16.05..jpg

54. Хорошёвское ш. немец дома. 21.06.16.02..jpg

53. Хорошёвское шоссе. д84к1. 21.06.16.01..jpg

57. Хорошёвское ш. немец дома. 21.06.16.03..jpg

58. Хорошёвское шоссе. 21.06.16.02.люк..jpg
Чугунный раритет с надписью ЗАВОД КОМЗАРЯ КАСИМОВ.

59. Хорошёвское шоссе. д86. 21.06.16.01..jpg
Хорошёвское шоссе, дом 86 - в здании 1930-х годов постройки располагается Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны

60. Хорошёвское шоссе. д88. 21.06.16.01..jpg

Возле метро «Полежаевская» начинается другая история домостроения - жилые здания подросли с четырёх до целых восьми этажей. В 1948-1951 годах архитекторы М.Посохин, А.Мндоянц и В.Лагутенко стали застраивать экспериментальными каркасно-панельными домами будущие улицы Зорге и Куусинена, а ближе к Беговой заработал «Хорошёвский завод железобетонных изделий ДСК-1», производящий железобетонные плиты, компоненты панельного дома.

61. Хорошёвское шоссе. д90. 1958..jpg
Хорошёвское шоссе, дом 90, 1958 год: https://pastvu.com/p/29073

62. Хорошёвское шоссе. д92. 21.06.16.01..jpg

Поворотной точкой стали постановления «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства» 1956-го и «О Развитии жилищного строительства в СССР» 1957 года. Задание партии строителям состояло в том, чтобы разработать проекты, позволяющие резко удешевить строительство жилья и сделать его доступным для трудящихся. Так появились знаменитые пятиэтажные «хрущёвки», представленные также и в архитектурном винегрете Хорошёвского шоссе.

63. Хорошёвское шоссе. д90. 21.06.16.02..jpg

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

64. Хорошёвское шоссе. 21.06.16.01..jpg
Tags: Город на память, городская прогулка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment