evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote,
evge_chesnokov
evge_chesnokov

Categories:

«Отчего люди не летают так, как птицы?» - спектакль «Гроза» на Новой сцене Театра имени Вахтангова

«Отчего люди не летают?! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?" - этот монолог Катерины, главной героини пьесы Александра Островского «Гроза» на протяжении 150 лет не оставляет равнодушным ни скептиков и циников, ни тем более-лириков и романтиков... Вот уж точно, классика - вечна, как и бесконечное множество её интерпретаций, жарких дискуссий и точек зрения. Невозможно подсчитать, в скольких театрах поставлена эта пьеса, в скольких тысячах школьных сочинений и университетских докладах анализируется её содержание и смысл, портретные характеристики героев. Но факт остаётся фактом - и сейчас, в XXI веке, «Гроза» Островского актуальна, интересна, остра, у каждого в душе оставляет свой уникальный отпечаток - ведь восприятие искусства индивидуально. В театральном мире роль Катерины относится к вершинам женского трагического репертуара, в этот персонаж перевоплощались самые известные актрисы всех веков.

08. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.42.Крегжде.Тумайкина..jpg

25 марта на Новой сцене Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова состоится премьера спектакля «Гроза» по одноименной пьесе А.Н.Островского.

Режиссером-постановщиком выступает Уланбек Баялиев, в ролях - Евгения Крегжде, Ольга Тумайкина, Леонид Бичевин, Василиса Суханова, Екатерина Нестерова, Павел Попов, Александр Горбатов, Евгений Косырев, Юрий Красков, Анатолий Меньщиков, Евгений Пилюгин, Виталий Семеновс и другие. Перед зрителями в необычной инсценировке ожили персонажи Островского, которые в тисках предрассудков, стереотипов и жёстких общественных норм задыхаются без свободы и любви, отчаянно стремятся к гармонии и душевному балансу.

Режиссёр Уланбек Баялиев: «Нам хотелось сочинить архаичный, поэтичный спектакль, понятный современным зрителям: про человека, про любовь, про боль. Сейчас очень не хватает глубокого, подробного разговора о человеке. Мир живет в страшной спешке, так что мы не успеваем самое главное: поговорить, рассказать, добраться до глубины в человеческих отношениях.»

Главная героиня «Грозы» Катерина – молодая замужняя женщина – впервые испытывает сильную любовь к мужчине, который не является ее мужем. Это чувство превращается в роковое испытание для нее, ибо ни ее воспитание, ни общий уклад жизни не позволяют ей покинуть семью ради возлюбленного, который к тому же не готов принять ее...

В душе Катерины (Евгения Крегжде) нет покоя и умиротворения: «Такая уж я зародилась горячая». Чувственной, искренней, страстной и порывистой девушке неуютно в тех обстоятельствах, в которых она живёт. Катерина не хочет обманывать и делать больно близким, её угнетает властность и деспотизм свекрови, она жалеет бесхарактерного мужа Тихона, боится своих чувств к Борису (Леонид Бичевин), ощущение вины и обмана ранит её душу. Женщина мечтает о счастье и внутренней свободе, как и все люди на Земле. Но мечты оборачиваются трагедией... В «Грозе» каждый герой ищет себе человека, каждый жаждет общения.

Создатели спектакля неожиданно взглянули на образ Кабановой (Ольга Тумайкина) и Дикого (Александр Горбатов). Режиссёр Уланбек Баялиев говорит об этих персонажах: «В учебниках литературы их называют главными злодеями «Грозы», повелителями «темного царства». А ведь между ними когда-то могла случиться первая, настоящая любовь... Может, Кабаниха отказалась от своей любви, чтобы выйти замуж за не любимого, но понятного и надежного? И не оттого ли ее дети не вспоминают отца, что он «сгорел» слишком рано и не оставил о себе памяти? Может, теперь Кабаниха узнаёт во влюбленной Катерине себя молодую и хочет уберечь своего сына Тихона от трагической судьбы нелюбимого мужа?»

«Кабаниха» в виртуозном исполнении Ольги Тумайкиной - эффектная, стильная женщина, ощущающая личностный дискомфорт и отчасти поэтому подозрительная, въедливая и жестокая к окружающим, словно тигрица защищающая своего сына от всего и всех. Её поведение тоже чем-то обусловлено- скорее всего недостатком любви и внимания, которое она отчаянно пытается привлечь. И сегодня сплошь и рядом живут такие же Кабанихи, которые раньше были купцами, а сейчас, трансформировались, например, в расчётливых и бескомпромиссных бизнес-леди. В погоне за кажущимися важными призрачными материальными, карьерными, амбициозными ценностями, они перестают ценить тепло человеческого общения и качества души, не слушают и не хотят слышать и чувствовать близких, а потом горько жалеют об этом...

Её сын Тихон - мягкий, бесхарактерный «маменькин сынок», который боится проявить волю, да и скорее всего такое качество характера, как мужество, давно улетучилось в страхе перед деспотичной матерью. Борис - тоже совсем неоднозначный персонаж, хотя он и любит Катерину, но не готов пойти против общественного мнения и устоев ради свои чувств. Настолько ли сильна его любовь? Кулигин, как и написано у Островского, - светлый человек, живая душа, мудрый философ. По-мнению режиссёра, Кулигин – наверное, самый одинокий из героев Островского. Нельзя не отметить обаяние Евгения Косырева в роли странницы Феклуши, произносящей много очевидных и тонко завуалированных философских истин. Все другие персонажи - также целостные образы со свей судьбой и драмой.

Музыку специально для спектакля написал композитор Фаустас Латенас. По его словам — это «реквием Любви», ведь в «Грозе» умирает Любовь. Оригинальная музыка, сценография постановки придаёт неповторимый колорит и усиливает эффект от происходящего действия. По сценической задумке художников, на сцене неожиданно перевёрнут парус, держащийся на накренённой под углом мачтой, устремлённый ввысь.

Возможно у кого-то сценография спектакля (художник Сергей Австриевских) вызовет некоторый диссонанс - далеко не у всех мачты и паруса ассоциируются с Волгой, которая у Островского занимает важное место в пьесе. Если явление грозы символизирует несчастье и боль, то Волга олицетворяет Свободу, Мечты и Любовь. Но как тонко заметил актёр Евгений Писарев на пресс-конференции: «У всех в сердце живёт своя Волга. И какая она - большая, красивая или другая - зависит от нас».
Мне - не только как корреспонденту, но и как зрителю такое сценическое решение показалось мощным, глубоким и чутким. Накренённая мачта и перевёрнутый вниз парус ассоциируются с приземлённостью окружающей действительности, жестокостью мира и символизируют нереализованные надежды и утраченные иллюзии.
В постановке «Грозы» театром Вахтангова, как верно подметил художественный руководитель театр Римас Туминас, нет концепции и трактовок, банального и привычного «светлого» и «тёмного» царств (которые сами по себе призрачны и утопичны).

В этом спектакле есть Человек, с его пороками и добродетелями, радостями и горестями, многоликие Личности - ни хорошие, ни плохие, а такие, какие есть.
Трагедия в том, что многие так же как Катерина, в поисках Гармонии сбегают от действительности в другой мир или замыкаются в себе и прячутся под панцирем равнодушия и отрешённости, постоянно носят циничные маски и боятся показать истинные чувства и желания...Как сложно, наверное, жить человеку, когда он страшится поверить во что-то хорошее, что может его спасти от падения в бездну хаоса и отчаянья души. И может наступить такой момент, что уже ничего нельзя изменить... Сейчас многие уходят в виртуальную реальность интернет-пространств, где так легко спрятаться, но это миф — от себя не убежать.

Спектакль «Гроза» - получился философским, трепетным, Живым! Что замечательно - при чёткости и продуманности всех мизансцен и линий, сохраняется ощущение импровизации, всё происходящее воспринимается максимально естественной и реально. Такой атмосферности и достоверности всегда очень сложно добиться, и безусловно приятно, когда удаётся этого достичь. Поздравляем всех создателей с премьерой пронзительной постановки об одиночестве и поиске своего места в жизни, искушениях, страстях и выборе!

Текст: Юлия Бурулёва

01. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.27.Леонид Бичевин..jpg

02. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.28.Красков.Бичевин..jpg

03. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.25.Юрий Красков..jpg

04. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.23.Красков.Пилюгин..jpg

05. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.11.Евгения Крегжде..jpg

06. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.03..jpg

07. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.35.Крегжде.Тумайкина..jpg

09. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.44.Евгения Крегжде..jpg

10. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.37А.Попов.Тумайкина..jpg

11. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.07.Крегжде.Попов..jpg

12. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.02..jpg

14. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.16.Крегжде.Нестерова..jpg

15. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.46.Крегжде.Нестерова..jpg

16. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.15.Евгения Крегжде..jpg

16. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.13.Евгения Крегжде..jpg

17. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.09..jpg

18. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.48.Крегжде.Нестерова..jpg

19. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.52.Крегжде.Нестерова..jpg

20. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.54.Крегжде.Нестерова..jpg

21. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.59.Крегжде.Нестерова..jpg

22. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.74.Тумайкина.Косырев..jpg

23. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.58.Евгений Косырев..jpg

23. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.71.Крегжде.Меньщиков..jpg

24. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.61.Евгения Крегжде..jpg

26. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.66.Крегжде.Попов..jpg

28. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.68.Крегжде.Попов..jpg

29. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.63.Крегжде.Попов..jpg

31. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.73.Тумайкина.Косырев..jpg

32. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.76.Тумайкина.Косырев..jpg

33. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.78.Ольга Тумайкина..jpg

34. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.81.Крегжде.Бичевин..jpg

35. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.82.Крегжде.Бичевин..jpg

36. Вахтангов.Гроза. 23.03.16.01...jpg
Tags: премьера, театральная фотография
Subscribe

  • Где в Кузьминках учат на Айболита?

    Московская ветеринарная академия была основана в 1919 году и готовится вскоре отметить столетний юбилей. Первые корпуса учебного заведения находились…

  • Цирк - территория добра

    Международный день цирка отмечается в третью субботу апреля. В канун своего профессионального праздника артисты Большого Московского цирка провели…

  • Больница - не для страха

    Само слово «больница» напоминает о боли и болезнях, а интерьеры медицинских учреждений обычно унылы и не отличаются разнообразием. Стараниями…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments