evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote,
evge_chesnokov
evge_chesnokov

Category:

В Москве побывал рогатый гость из Ленинграда

Всего на несколько дней транспортники из города на Неве привезли в Москву единственный сохранившийся экземпляр троллейбуса ЯТБ-1, который производился в 1936-1937 годах. Его ржавый каркас был случайно найден на дачном участке в Ленинградской области и в течение пяти лет восстанавливался реставраторами Музея городского транспорта Горэлектротранс.

Осень. Парад троллейбусов. ЯТБ1. 24.10.15.12..jpg

Праздник московского троллейбуса прошёл 24 октября и был посвящён 82-й годовщине открытия троллейбусного сообщения в столице. Первый маршрут проходил по Ленинградскому шоссе от Белорусского вокзала до Окружной железной дороги и составлял семь километров. На линию тогда вышли троллейбусы ЛК-1 («Лазарь Каганович»), оставшиеся только на старых фотографиях.

Троллейбус ЛК. 1934 1935..jpg
Троллейбус ЛК. 1934-1935 годы: http://oldmos.ru/old/photo/view/111760

Осень. Парад троллейбусов. ЯТБ1. 24.10.15.08..jpg

С 1936 года первенца стали сменять более совершенные машины - ЯТБ-1, серийно производящиеся на Ярославском автомобильном заводе. Их прототипом послужили британские троллейбусы, два экземпляра которых доставили в 1935 году из Великобритании. Столичные власти требовали для города больше троллейбусов и заводчане осваивали производство в сжатые сроки.

ЯТБ-1 — двухосный троллейбус, у которого ведущими колёсами являются задние, а передние служат для задания и смены направления движения. Колеса, шины, ступицы колес, передняя ось, рулевой механизм и ряд других деталей и узлов конструкторы позаимствовали у серийного ярославского грузовика ЯГ-4. Троллейбус имел деревянный кузов с металлической облицовкой, с двумя узкими дверными проёмами. Ширмовые деревянные двери открывались автоматически, а не вручную пассажирами. В салоне установлены мягкие пружинные диваны, но вместимость троллейбуса была невелика, и на остановках создавались ситуации, как на старом фото внизу. Кстати, в советское время для входа пассажиров в троллейбус и автобус предназначалась задняя дверь, а передняя - для выхода.

Троллейбус ЯТБ-1. 1947..jpg
1947 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/14077

«В Москву прибыл выпущенный Ярославским автозаводом новый троллейбусный вагон, отличающийся значительными преимуществами в сравнении с идущими сейчас в Москве вагонами. Он имеет красивую окраску. В вагоне 34 удобных мягких места. Для отопления зимой поставлены 6 электрических печей. Двери открываются и закрываются автоматически, как в вагонах метрополитена. Внутренняя отделка вагона очень изящна. В случае прекращения на линии тока электрического освещения в вагоне зажигаются два ярких фонаря, получающих ток от аккумуляторов. Для шофера поставлено удобное кресло. Ход у нового вагона бесшумный и эластичный. Этому способствуют полубаллоны на колесах и червячная передача вместо обычной»,- писала тогда газета «Правда». Восстановленный питерцами экземпляр окрашен в исторические цвета - голубой, жёлтый и зелёный.

Осень. Парад троллейбусов. ЯТБ1. 24.10.15.03..jpg

Осень. Парад троллейбусов. ЯТБ1. 24.10.15.04..jpg

Осень. Парад троллейбусов. ЯТБ1. 24.10.15.05..jpg

Осень. Парад троллейбусов. ЯТБ1. 24.10.15.11..jpg

Осень. Парад троллейбусов. ЯТБ1. 24.10.15.09..jpg

Осень. Парад троллейбусов. ЯТБ1. 24.10.15.13..jpg

Осень. Парад троллейбусов. ЯТБ1. 24.10.15.06..jpg

Осень. Парад троллейбусов. ЯТБ1. 24.10.15.16..jpg

Всего было выпущено 450 экземпляров ЯТБ-1, которые эксплуатировались в разных городах СССР. В годы войны троллейбусы использовали для перевозки грузов, иногда заменяя кузов бортовой платформой. Деревянные части кузова были недолговечны и в 1948 году цельнометаллические МТБ вытеснили предшественника с московских улиц. Появление уникальной машины вызвало большой интерес у горожан, устроивших на Фрунзенской набережной настоящее столпотворение.

Осень. Парад троллейбусов. ЯТБ1. 24.10.15.18..jpg

ЯТБ-1 возглавил колонну ретротроллейбусов, проехавших от Филёвского парка до Фрунзенской набережной. По центральным улицам города проехали МТБ-82Д 1954 года выпуска, СВАРЗ ТБЭС-ВСХВ (1957), СВАРЗ-МТБЭС (1963), ЗиУ-5 (1961), ЗиУ-9 (1980) и современные машины. Пожалуй, наиболее раритетный экспонат - ТБЭС-ВСХВ, предназначавшийся для главной выставки страны. Экскурсионный троллейбусный маршрут проходил по аллеям ВСХВ, по которым одновременно курсировало от 8 до 12 машин. Впрочем, к середине 1960-х годов с территории выставки «рогатых» вытеснили автопоезда РАФ, а освободившиеся троллебусы с символикой ВСХВ (ВДНХ) вышли на городские маршруты.

Осень. Парад троллейбусов. ТБЭС ВСХВ. 24.10.15.12..jpg

Троллейбус ТБЭС. ВДНХ. 1959...jpg
ВДНХ. 1959 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/20901

Осень. Парад троллейбусов. ТБЭС ВСХВ. 24.10.15.03..jpg

Осень. Парад троллейбусов. ТБЭС ВСХВ. 24.10.15.01..jpg

Осень. Парад троллейбусов. ТБЭС ВСХВ. 24.10.15.06..jpg

Осень. Парад троллейбусов. ТБЭС ВСХВ. 24.10.15.05..jpg

Осень. Парад троллейбусов. ТБЭС ВСХВ. 24.10.15.10..jpg

Осень. Парад троллейбусов. ТБЭС ВСХВ. 24.10.15.14..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.20..jpg

Ещё один экспонат, привлёкший внимание посетителей Праздника московского троллейбуса, - троллейкар, приспособленный под машину инспекции контактных сетей. Любопытно, что первый отечественный автомобиль, приводимый в движение электрической энергией, планировался не пассажирским, а грузовым. Было это в 1902 году, а в советское время начались эксперименты по созданию троллейвозов, оснащённых электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания. Такие экономичные фургоны могли двигаться по постоянным маршрутам и развозить грузы от базы до крупных магазинов. На старых фотографиях их можно увидеть на самых разных улицах Москвы.

Троллейвоз. 1966...jpg
Троллейвоз. 1966 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/106489

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.18..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.19..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.01..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.02..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.03..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.04..jpg

Осень. Парад троллейбусов. МТБ82Д. 24.10.15.00..jpg

Осень. Парад троллейбусов. МТБ82Д. 24.10.15.03..jpg

Осень. Парад троллейбусов. МТБ82Д. 24.10.15.04..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.12..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.15..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.07..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.09..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.17..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.14..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.22..jpg

Осень. Парад троллейбусов. 24.10.15.26..jpg
Tags: Мосгортранс, ретроавтомобили, фоторепортаж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments