evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote,
evge_chesnokov
evge_chesnokov

Вспоминая "Титаник"

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года океанский лайнер "Титаник", совершавший свой самый первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, не смог избежать столкновения с айсбергом, получил пробоины и затонул. Крушение "Титаника" стало крупнейшей морской катастрофой, в ней погибло 1495 человек. Подробности этой трагедии можно узнать на выставке "Титаник: как это было. Погружение в историю", которая в феврале 2014 года открылась в Афимолле Москва-Сити. В годовщину крушения корабля с лекцией выступил сотрудник океанологии Российской Академии наук, профессор Анатолий Сагалевич, много раз опускавшийся в глубоководном аппарате "Мир" к останкам легендарного "Титаника".







В 1908 году на верфях компании "Харланд энд Вольф" в Белфасте началось строительство первого из серии трёх океанских лайнеров - "Олимпик", "Титаник", "Британник" (первоначальное название "Гигантик"). Судоходная компания "Уайт Стар Лайн", заказавшая эти корабли, решила превзойти конкурентов в роскоши отделки салонов и безопасности плавания. В рекламе новых лайнеров говорилось, что они непотопляемы, но конструкторы не смогли предусмотреть всё: "Титаник" погиб в первом же плавании, столкнувшись с айсбергом, "Британник" во время Первой Мировой войны подорвался на мине и затонул. И лишь "Олимпик" благополучно трудился как пассажирское судно до 1935 года, более того, в годы войны он таранным ударом потопил немецкую подводную лодку. Именно на "Олимпике" сохранились многочисленные оригинальные артефакты начала века - посуда, оборудование, фрагменты интерьеров,- которые позднее заняли место в музеях и использовались для проведения выставок.

С изобретением глубоководных обитаемых аппаратов исследователи смогли опуститься на самое дно и осмотреть останки погибшего "Титаника". До этого возникали идеи поднять лайнер, но это были иллюзии, тогда ещё не знали, что он развалился на две части. Корпус корабля покрылся слоем сталактитов и быстро разрушается под воздействием коррозии, возможно, что лет через 50 "Титаник" развалится окончательно.

В 1985 году экспедиция под руководством доктора Роберта Балларда обнаружила место залегания "Титаника" на дне Атлантического океана на глубине 3750 метров. В 1987 году французский аппарат "Наутил" поднял около 850 различных предметов. Это по официальной информации, а на самом деле поднятых артефактов было больше, около 2000. Чтобы остановить разграбление этой морской братской могилы, научное сообщество приняло решение прекратить подъём предметов с "Титаника".

Глубоководных обитаемых аппаратов в мире вообще создано не слишком много, помимо "Наутила" это "Алвин" (США), "Ява Лонг" (Китай), "Шинкай 6500" (Япония), среди которых не затерялись и отечественные разработки. "Мир-1" и "Мир-2" — советские (российские) научно-исследовательские глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) для океанологических исследований. Они созданы в 1987 году, способны погружаться на глубину до 6 километров, базируются на борту научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш".

С помощью подводных аппаратов "Мир" были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта. На этих аппаратах 2 августа 2007 года впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, где был установлен российский триколор. Аппараты выдержали давление в 430 атмосфер. Самым сложным во время этой операции было справиться с течениями и вернуться точно в прорубь во льдах. "Миры" использовались для изучения обстановки на месте гибели подводных лодок "Комсомолец" и "Курск". К сожалению, конструкция аппаратов не предусматривает спасение людей с глубины.

С помощью "Миров" кинематографисты из разных стран сняли несколько художественных и научно-популярных фильмов, благодаря которым зрители смогли увидеть жизнь океанических глубин. Наши учёные первыми увидели заглянули в иллюминаторы немецкого линкора "Бисмарк", о судьбе корабля, затопленного в годы Второй Мировой, был снят двухсерийный фильм. "Миры" исследовали и японскую подлодку, следовавшую в нацистскую Германию с грузом урановой руды. Хотя аппараты создавались для научных исследований, из-за безденежья российской науки приходилось соглашаться на авантюрные поступки: молодая влюблённая пара решила обвенчаться в глубоководном аппарате, опустившимся на палубу "Титаника".

Самой известной лентой о "Титанике" стал фильм Джеймса Кэмерона, получивший от американской киноакадемии 11 премий "Оскар". В съёмках участвовали оба "Мира", а телеуправляемые подводные аппараты "Джек" и "Элвуд" проникали внутрь "Титаника" и снимали интерьеры салона. Анатолий Сагалевич играет в фильме самого себя и появляется на экране в первых сценах оскароносного блокбастера. "Нет бриллианта..." - констатирует он в сцене подъёма ржавого сейфа на борт "Келдыша". По просьбе Кэмерона Сагалевич (который не только учёный, но и бард) даже написал небольшую песню, которая, разумеется, в фильм не вошла. Зато после плевков на дальность Кэмерона и Сагалевича в сценарий вошёл эпизод на палубе с участием Розы (Кейт Уинслет) и Джека (Леонардо ди Каприо).

На выставке "ТИТАНИК: как это было. Погружение в историю" воссозданы интерьеры нескольких помещений корабля, в витринах представлены 342 подлинных предмета начала ХХ века, имеющих самое непосредственное отношение к судоходной компании "Уайт Стар Лайн" и лайнерам "Титаник" и "Олимпик".






Парадная лестница




Каюта первого класса и каюта матросов




Ресторан. В экспозиции представлена подлинная посуда с "Олимпика"














Котельная. Зарегистрированная мощность паровых машин и турбины составляла 50 тысяч лошадиных сил.


Ясная погода, спокойное море, тёмный айсберг не заметен




Есть версия, что у впередсмотрящих матросов на мачте не было биноклей


Экспонаты со съёмок фильма Джеймса Кэмерона "Титаник".


Спасательный жилет, оснащённый подшипниками для скольжения каскадера по палубе.





Любопытно, что посетители выставки на входе получают билет на "Титаник" с именем реального пассажира, а по завершении экскурсии можно узнать его судьбу. Корреспонденту ЯМОСКВЫ достался счастливый билет 27-летнего банкира Роберта Уильямса Дэниэла, который путешествовал первым классом и оказался в числе спасённых.



Выставка открыта по адресу: Москва-Сити, ТРЦ "АФИМОЛЛ Сити", Пресненская набережная, дом 2

График работы: Без выходных с 10:00 до 24:00

Справки на официальном сайте: http://titanic-exhibition.ru/

В тексте использованы фрагменты рассказа Анатолия Михайловича Сагалевича, инженера-телемеханика, доктора технических наук, профессора, заведующего лабораторией в институте оеанологии им.П.П.Ширшова РАН.
Tags: выставка
Subscribe

  • Где в Кузьминках учат на Айболита?

    Московская ветеринарная академия была основана в 1919 году и готовится вскоре отметить столетний юбилей. Первые корпуса учебного заведения находились…

  • Цирк - территория добра

    Международный день цирка отмечается в третью субботу апреля. В канун своего профессионального праздника артисты Большого Московского цирка провели…

  • Больница - не для страха

    Само слово «больница» напоминает о боли и болезнях, а интерьеры медицинских учреждений обычно унылы и не отличаются разнообразием. Стараниями…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments