evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote,
evge_chesnokov
evge_chesnokov

Categories:

Фотопроект «МоЯМОСКВА». 102. Рабочие кварталы Дубровки

В 1926-1928 годах на Дубровке стали строить четырёх-пятиэтажные рабочие городки, часть жилой застройки того времени сохранилась до сих пор. Между современными многоэтажками на Шарикоподшипниковской улице встречаются и сталинки 1953-1956 годов, некоторые украшены серпасто-молоткастой лепниной по архитектурной моде того времени.





Резонный вопрос: а чем примечательна эта довольно унылая картина? Хотя бы тем, что это исчезающий ландшафт, типичный для довоенной Москвы. В то время рабочие общежития строились в разных районах столицы вокруг промышленных предприятий. Пролетарии переселялись из деревянных бараков с удобствами во дворе в новые дома с горячей водой, газом и отоплением. Свой срок эти здания отслужили и лет через десять от рабочих кварталов не останется и следа.


Жилой комплекс ГПЗ-1, 1928-1935 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/95467
Сейчас на их месте современная многоэтажная застройка.

От заводов, где трудились жители этих домов, тоже практически ничего не осталось. Производство на 1ГПЗ ещё сохранилось, но в большей части заводских цехов обосновались торгаши. Говорят, что в "постиндустриальную эпоху" китайские труселя актуальнее непонятного назначения шариков-роликов. Хорошо хоть памятник заводским рабочим, погибшим в годы Великой Отечественной войны, пока никому не помешал.







По соседству находился Московский шинный завод, признанный банкротом в 2012 году. Его строительство было начато в 1943 году, специалисты отправились в США для закупки оборудования и уже в 1945 году МШЗ дал первую продукцию - шины для грузовиков ЗиС-5. С 1958 года здесь выпускались шины для популярных в СССР легковушек "Москвич". Со временем в строй вводились новые цеха и к 1990 году производительность достигла 2 740 000 шин в год.





Фасады ЦНИИ ТМАШ




Шарикоподшипниковская улица, 6/14




Украшения фасада и подъездов дома № 18 по 1-й Дубровской улице (1950-е годы)









Ныне заброшенная Лизинская железнодорожная ветка проходила через промзоны и заканчивалась тупиком на Крутицкой набережной возле ЗИЛа.







Посмотреть на Яндекс.Фотках

За мостом по обеим сторонам 1-й Дубровской улицы сохранились довоенные рабочие кварталы, ещё не съеденные современной застройкой.


1927-1930 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/96276


1929 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/20894


Жилой дом № 8/12 на пересечении 1-й Дубровской и Мельникова,
1929-1935 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/20895


1990-1995 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/43712
В 1950-1970-х годах на первом этаже находился кинотеатр "Маяк". По воспоминаниям старожилов, дом изначально строился для военных. В конце 1980-х был расселён и полуразобран по причине то ли ветхости межэтажных перекрытий, то ли из-за сильного разлива ртути. Затем отстроен заново.


Этот же дом после реконструкции



Дома и дворы 1-й Дубровской улицы

























2-я Дубровская улица

Tags: городская прогулка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment