evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote,
evge_chesnokov
evge_chesnokov

Category:

газеты пишут ПРО БУДУЩЕЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Обсуждение проекта ЦК КПСС "Основные направления перестройки высшего образования в СССР"
"Во многих вузах апробирована идея интеграция образования и производства. Предприятию выгодно получить молодого специалиста, который успел уже в вузе осознать своё место в жизни трудового коллектива. Степень отдачи студенческих исследований так высока, что вуз может успешно конкурировать с НИИ. Промышленность проявляет к этим работам интерес. Предложены новые правила приёма в вузы. Предстоящее собеседование будет стимулировать умение абитуриента нешаблонно, творчески осмыслить свой выбор. Неуспевающие студенты будут отчисляться. Получил две двойки за сессию - покинь вуз. Эта инструкция имелась всегда, но не всегда исполнялась. Существовала такая связь: если за неуспеваемость отчислены 11 студентов - вуз лишается одного преподавателя."
Министр высшего образования СССР Г.Ягодин
"Труд" 8 июня 1986 года, с.1: http://www.yamoskva.com/node/11512





Комментарий ЯМОСКВЫ: Реформирование образования - процесс бесконечный. 30 декабря 2012 года Президент России В.Путин подписал "Закон об образовании в РФ". Пока реакция на этот закон неоднозначная. Что изменится в высшей школе - покажет время, а пока можно вспомнить, как это было в СССР. Высшее образование студенты получали бесплатно, а затем в обязательном порядке отрабатывали вложенные в их обучение госденьги в НИИ или на производстве. Это называлось - распределение. Пожелания студентов не слишком учитывались и по распределению из московского вуза могли направить работать в Иваново или в Караганду - туда, где нуждаются в специалистах. На два пряника (бесплатное обучение и отсутствие безработицы) приходился один кнут (студент отправлялся работать, куда пошлёт партия). Без такой системы не могла бы работать плановая экономика.


Правила приёма в вуз были вполне демократичные. Например, абитуриенту 1984 года достаточно было набрать средний балл оценок в школьном аттестате 4.5 и сдать всего два вступительных экзамена. Для юношей был актуален вопрос: куда пойти учиться, чтобы наверняка стать студентом и не служить в армии. Выбирался вуз с военной кафедрой и не слишком большим конкурсом. Следствием либерализма вступительных экзаменов и неосознанного выбора альма-матер становилась неуспеваемость студентов-первокурсников. Студенты пересдавали многочисленные "хвосты", а отчисление было крайним шагом. Преподаватели за уши тянули двоечников на следующий курс, им не выгодно было портить свою статистику, это называлось "процентомания". История умалчивает, сколько процентов студентов становились действительно классными специалистами в своей области знаний.

А затем пришли смутные времена девальвации всего и вся: почти настоящий диплом с почти настоящими печатями можно было купить в переходе метро. В 1990-е годы вузы стали плодиться как грибы, подрывая престиж высшего образования как такового. Кто ж его знает, чему и как учили в этих частных заведениях? В итоге заводы стоят, одни дипломированные специалисты в стране. В 2012 году это наследие проклятого прошлого решили искоренить, введя аттестацию вузов. Пока известно об одной акции непослушания: студенты РГТЭУ, узнав о низком рейтинге своей альма-матер и последующей реорганизации, устроили забастовку. Ректор Сергей Бабурин был отстранён от занимаемой должности, а забастовка вскоре была прекращена после переговоров с представителями Министерства образования. Студентам гарантировали не повышать плату за обучение после слияния РГТЭУ с РЭУ имени Плеханова.

Избранное из макулатуры: http://www.yamoskva.com/taxonomy/term/180
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments