evge_chesnokov (evge_chesnokov) wrote,
evge_chesnokov
evge_chesnokov

Железнодорожным войскам России исполнилось 160 лет

Первая российская железная дорога связала Санкт-Петербург и Царское Село. Для её эксплуатации и обеспечения безопасности проезда царствующих особ была сформирована отдельная рота. 6 августа 1851 года вошёл в историю как День российских железнодорожных войск, которым вменялось в обязанность охранять и поддерживать рабочее состояние путей, мостов, переездов. И в наши дни задачи остаются прежними. С некоторыми особенностями службы в этих войсках журналистов ознакомили в 857 Учебном центре Железнодорожных войск (Московская область), пресс-тур был организован он-лайн пресс-клубом Минобороны РФ http://military-press.livejournal.com .
Фоторепортаж для Столичного информпортала ЯМОСКВА: http://www.yamoskva.com/node/7916




Железнодорожные части вошли в состав инженерных войск начиная с момента их создания в 1870 году. Сначала в виде железнодорожных команд, а с 1876 года — железнодорожных батальонов. Железнодорожные части входили в состав инженерных войск вплоть до 1908 года включительно. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе военных сообщений Генерального штаба.

Во время русско-турецкой войны (1877—1878 годов), личный состав обеспечивал непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими же железнодорожному участку Бендеры — Галац.

В ходе Первой мировой войны, личным составом частей и соединений, было построено около 300 километров ширококолейных железных дорог и до 4 000 км узкоколейных, восстановлено более 4 600 километров верхнего строения пути и почти 5 000 км телефонно-телеграфных линий железнодорожной связи.

Особая роль отводилась железной дороге в годы Великой Отечественной войны. Это и эвакуация промышленных предприятий на Урал, и перевозка на фронт вооружения и боеприпасов. Налёты вражеской авиации наносили дороге серьёзный ущерб, восстановительные работы продолжались постоянно. Всего за годы войны было восстановлено и построено 120 000 километров пути. Колеёй такой длины можно было бы трижды опоясать Землю по экватору.

Сотни километров пути было построено во время Сталинградской и Курской битв, для доставки грузов в блокадный Ленинград всего за 35 суток был сооружен временный мост длиной 862 метра в районе Шлиссельбурга. В России и в Европе колея разных стандартов, поэтому для обеспечения наступательных операций на территории Германии железнодорожники "перешили", переложили пути под колею наших локомотивов и вагонов. 25 апреля 1945 года железная дорога пришла в пригороды Берлина, "Молодцы!" - написал тогда маршал Жуков на телеграмме с докладом.

Сразу после Победы сапёры-железнодорожники начали работу по обезвреживанию неразорвавшихся бомб и снарядов, было обследовано 5000 км пути и уничтожено 52 000 взрывоопасных боеприпасов.
В послевоенные годы железнодорожными войсками были не только восстановлены все повреждённые участки пути, но и строились новые дороги, например Тюмень-Сургут, Абакан-Тайшет, Байкало-Амурская магистраль. Армия приходила на помощь, ликвидируя последствия стихийных бедствий, землетрясений и катастроф. После техногенной аварии на Чернобыльской АЭС железнодорожники проложили 50-километровый путь прямо к повреждённому энергоблоку, работая в защитных костюмах короткими получасовыми сменами.

В отличие от гражданских строительных и ремонтных организаций, армейская техника более громоздкая и в то же время универсальная. Машины на гусеничном ходу имеют повышенную проходимость и могут прибыть в нужное место по любой местности, форсируя водные преграды. Автотранспорт приспособлен для перестановки на рельсы (комбинированный ход).

Вообще железные дороги в СССР строились с хорошим запасом прочности, требования ГОСТа были очень высоки. Это было связано со стратегическим военным значением стальных магистралей для быстрой доставки грузов в масштабах огромной страны. Тогда существовали и бронепоезда (которые будут окончательно расформированы к 2015 году), и тяжёлые поезда для транспортировки баллистических ракет. В наши дни акцент делается на развитие сети скоростных перевозок пассажиров, разработку новых технологий и требования безопасности здесь тоже максимальные. Без мощной техники и опытных специалистов железнодорожных войск и сейчас не обойтись.

"Сегодня Железнодорожные войска отличаются высочайшим профессионализмом и отвечают всем современным требованиям, находятся в постоянной боевой и мобилизационной готовности к выполнению поставленных задач по техническому прикрытию порученных объектов, восстановлению, разминированию и заграждению участков инфраструктуры железнодорожного транспорта в любых условиях обстановки", - сказал начальник Главного управления Железнодорожных войск генерал-майор Олег Косенков, выступая на торжественных мероприятиях по случаю 160-летнего юбилея войск.


Говоря о нынешнем состоянии армии, нельзя не упомянуть о некоторых проблемах. Если раньше специалистов и сержантский состав в "учебках" готовили полгода, то сейчас программа обучения сжата в три месяца. Так, и в 857 Учебном центре железнодорожных войск введён 8-часовой учебный день. Новобранцы должны не только быстро освоиться в непривычных армейских условиях, но и овладеть новой специальностью, изучить сложную технику на теоретических и практических занятиях. Даже с учётом немалого опыта и высокой квалификации офицерского и сержантского состава, не скажется ли такая форсированная подготовка на боеспособности и качестве молодого пополнения, направляемого в войска? Нынешний срок прохождения службы - 1 год - может показаться недостаточным для квалифицированного овладения воинской специальностью.
































Tags: армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments